По мотивам моего интервью французскому телеканалу: France 3 Nice
В канун праздника дня ВМФ меня спросили о принципиальных отличиях натуры российского офицера от английского или американского. Я сразу ответила, что не работала и не дружила с британскими и американскими военными и сравнить не смогу. Но, пропиарить наших вояк готова со знанием дела и большой любовью.
Интересно и полезно для мамочек сыновей, жен солдат и офицеров.
Начну с желания мальчишки стать солдатом. Что им движет? Семейная традиция, гордость за дедов или желание взять в руки оружие?
Если пацан совсем не боится идти в армию, значит еще малыш и видит сказку про героев и справедливость. Если прыщавый качок, солдат, уже офицер ничего не боится – врет. Иначе, стоит насторожиться. С оружием в руках он может быть агрессором, а не защитником! Сегодня психологическое интервью с новобранцем выявляет маниакальную потребность в агрессии или, того хуже, убивать. «Но, на войне как на войне! Если не ты, то тебя.»- это здоровая витальная мотивация моих военных пациентов.
Но я - психолог, и начну с главного сохраняющего и берегущего эмоции человека - СТРАХа.
Боязнь сопровождает человека всю жизнь и помогает выживать. Существуют базовые страхи: утрата родителей, дома. Страх боли, голода, смерти. Вспомните социальные страхи. Темнота, вода, огонь, безработица, недуг, ружье, животные, замкнутые пространства. И далее самые неожиданные. Кто хочет напугать лично меня, покажите мне змею. А кто-то выбрал профессию герпентолога!
В моей практике много пациентов со страхом военных действий. Наша страна - воюющая держава. На протяжении столетий. Мировые войны с тотальной мобилизацией и локальные конфликты с контрактной армией.
Каждый мужчина в России имеет отношение к армии. Либо срочная служба, реже альтернативная служба. О чем думает новобранец? О карьере генерала? Скорее боится! Самый страшный страх человека: неизвестность. Какой род войск, командный состав? Как будут страдать близкие, оставшиеся без поддержки дома, на Родине? Как сложатся отношения с другими новобранцами? А ужастики про дедовщину со старослужащими? И самый животрепещущий страх: Останется ли солдат в живых?
Военные прежнего поколения претерпели придирки, запугивания и невыполнимые требования старших по званию. И подобные стрессы нанесли серьезные психологические травмы. Утрата доверия к командирам, пьянство, дедовщина, ажитации, неуставные отношения, насилие.
Запасники отмечают, что моральные потрясения новобранцев влияли на боеспособность всего взвода и населяли панику. Времена 90-х позади. И сегодня российская армия профессиональная, богатая, адекватная. Дисциплина, мудрость командного состава, добрая репутация, отеческая забота помогают солдатам сплотиться и одолевать трудности службы и боя.
Человек, выбирающий профессию военного отдает долг семейным традициям, либо хочет пробовать себя служить отечеству. С прагматической точки зрения военные с гордостью хвастаются питательным и разнообразным пищевым рационом, бесплатным образованием, бесплатным обмундированием, правом расквартирования, богатым социальным пакетом для всей офицерской семьи. Пенсионные гарантии и стабильная зарплата. Много и достойно.
Однако, армия это не танцы. И от командира требуется не только знание военного дела, но и личного мужества. Если командир лидер и ведет солдат к победе, заботясь о целостности личного состава, то страхи солдат адекватны и боевой потенциал на высоком уровне. Хотя, к какой победе? Всеобщей воинской мобилизации для защиты Отечества сегодня нет. А если командир психопат и готов выслужить себе ордена и военную карьеру ценой человеческих жизней, тогда солдаты живут в вечной панике и боеспособность подавляется банальным страхом глупой смерти. Что побуждает любое живое существо не к борьбе, а к бегству.
Бегство от страха в армии имеет мало рецептов: алкоголь, наркотики, агрессия.
Настоящий враг страха это моральная поддержка. Страх перед неизвестным изматывает. Лучше пойти к врачу и узнать диагноз, чем мучить себя прогнозами. Вот и солдат успокаивается уже в бою, под свистом пуль и снарядом. А панику он испытывает перед атакой. Поэтому, командиры учатся внушать оптимизм солдатам собственным самообладанием. Это волевой аутотренинг.
В боевом искусстве главными помощниками становятся порядок и дисциплина. Иначе, эффект неуправляемой толпы подвергает всех на гибель. У человека две реакции на неизвестную опасность: нападение и бегство. На войне атака способствует укреплению боевого духа солдат. Однако, командиры рассказывают мне о своих решениях отказаться от боя, переждать, если риск потерь личного состава несоизмерим со стратегией.
Командиры рассказывают об автоматизме и техническом совершенствовании личного состава. Именно безэмоциональное, профессиональное обращение с оружием придает солдату уверенности в мощности орудия, которое защищает его тело.
Корпоративная солидарность в подразделении вырабатывается согласованием действий, либо жесткой командой.
Если говорить про личность солдата на службе, то она, скорей, поглощена уставом. Но, уверенность усиливается в разы коллективным бессознательным.
Командиры развлекают солдат совместным ужином, не строевыми лирическими песнями.
Переключение психики со страха на мирные помыслы позволяют солдату восстановиться эмоционально. Отважный, рациональный ум служивого позволяет держать животный страх смерти под контролем. Солдат-паникер не способен управлять собственным страхом и может при атаке оказаться невменяемым.
Персональное, поименное обращение к солдату, уважение к его идентичности создает в душе солдата отеческое присутствие командира и поддержку.
Командир-бог, идол повествует солдатам про успешные боевые доблести полка. Рассказы обрастают подробными деталями про личное мужество солдат и командиров.
Но, профилактика панической тревоги это усиление страха. Командир повествует о провалах, потерях и опыте, который извлекли из поражения.
Наполеон Бонапарт победитель, захватчик достиг своего величия, благодаря военным расчетам и стратегии. И, как убеждаюсь я, благодаря незаурядным познаниям человеческой психологии, поведения солдата на войне. В период Тулонской осады, Наполеон установил артиллерийскую батарею в лоно противника под открытый огонь. И разместил плакат: «Батарея смельчаков, наглых и удачливых». Каждый солдат, верил в победу своего полководца и хотел прослыть героем.
Нет нужды говорить, что офицеры и сержанты должны показывать личный пример.
Умеет ли современный офицер-отставник или солдат-дембель встроиться в мирный быт? Может ли быть отважным дембель, лишенный решений командира? Когда ответственность за жизнь принадлежит ему? Умеет ли дембель уступать и отступать?
Наполеон говаривал: «Один уверенный солдат стоит трех недовольных!»
В формировании уверенности солдата в правом деле играет роль семья, религия. Главное, что сегодня нужно сохранить военному в себе, это четкое разделение между готовностью убивать и потребностью защищать близких и Отечество!