Этой статьей я отдаю дань и склоняю голову перед людьми неравнодушными, сочувствующими. Родителям по разумению, богатству души посвящаю…
Делюсь практическим опытом и наблюдениями. Делюсь честно, без подобострастия и лизоблюдства. Хочу упредить, исключить случайную процедуру усыновления, дабы не калечить судьбы людей.
Еще несколько лет назад, мы-психологи, отмечали резкий спад детей-отказников. И количество родителей-опекунов, усыновителей превосходило предложения. Здоровый конкурс создавал возможность конкурировать желающим бороться за право быть родителем. Выживали сильнейшие. Но, в нашей системе, не могу умолчать о коррупции, вошедшей и в эту святую область помощи. Иногда, соперничество выигрывали ни добрые сердца, а кошельки… Сегодня, резко увеличилось количество детей беспризорников, отказников при рождении.
Эта тенденция обусловлена миграцией в благополучные регионы из стран Азии. А теперь и Украины и Молдовы. Количество приемных родителей, при этом потоке мигрантов, не увеличивается.
Значит тенденция полярно изменилась: на одного потенциального родителя, примерно три ребенка!
Женщины из неблагополучных регионов сознательно оставляют младенцев в роддоме. Осознавая, что государство или новая семья лучше о нем позаботится. И спасибо им за то, что по бедности души своей не лишают дитя права на детское счастье!
Рада сообщить, что появляются новые варианты устройства детей, лишенных родительского попечительства (семейные детские дома, патронатные семьи, опекунский досмотр, деревни SOS.
- Вы решили заботиться о ребенке, пригласить его в свою семью. И никакие отговорки и увещевания родственников не пугают вас?
- Вам недостаточно навестить детдом с подарками. Поставить галочку в своей душе и вернуться в свой безмятежный комфорт?
- Воспитание ребенка не только ассоциируется с детским смехом, но и с ответственностью за бессонные ночи у детской кроватки?
Тогда, Читайте дальше.
Кто же станет спорить, биологические отпрыски не всегда причиняют нам только радость и счастье. Капризы, бунтарство буйного подростка, порой, приводят родителей в отчаяние, а лучше - в кабинет психолога.
Папа, мама - кривая душа! Все прощаем и забываем.
От «своего» знаешь, чего ожидать.
Приемные, опекаемые дети - они незнакомые. На бабушек и дедушек смотреть не приходится. Генетика такого ребенка - темный лес.
При воспитании приемных детей, новая семья всегда сталкиваются с целым рядом проблем интеграции и прибегают к квалифицированной помощи психологов и психиатров для диагностики и коррекции индивидуальных особенностей ребенка.
Новые родители имеют право опираться на помощь психолога для наиболее эффективного взаимодействия с ребенком в установлении контакта с ребенком. Ассимиляция нового члена семьи всегда вызывает кризис всех домочадцев и требует урегулирования внутрисемейных отношений, гомеостаза, гармоничного функционирования приемной семьи.
Три доминирующих фактора строительства детско-родительского альянса:
- Ведущая причина усыновления;
- Этика усыновления;
- Уровень компромиссности (ригидности) семейной системы.
Если усыновление сложилось успешно, желаю вашей семье счастья и процветания.
Я пишу эту статью для родителей, с целью упредить и помочь сформировать мотивацию к усыновлению или отказаться от идеи в принципе.
Расскажу о традиционных мотивах к усыновлению, являющиеся дисфункциональными и деструктивными. Подобные причины усыновления приводят к разрушению уже сложившейся семейной системы и человеческим драмам.
Мотив первый
Семья пережила гибель ребенка. В этом случае детско-родительские отношения характеризуются симбиотическим взаимодействием, родители предъявляют ребенку ожидания, требуют от приемного ребенка специального поведения, ассоциативно напоминающего утраченного ребенка. Это происходит неосознанно. В память об умершем ребенке надевают его одежду на нового, дарят его игрушки. Родители игнорируют индивидуальные психологические особенности нового ребенка, ревностно и трепетно требуют от нового ребенка бережно относиться к вещам умершего ребенка. Новый ребенок начинает осознавать свою миссию…
У приемного ребенка формируется характерное негативное самобичевание, обесценивание и сравнивание себя.
Он начинает «обслуживать» ожидания родителей, ребенок испытывает эмоциональный голод.
Такая семья выстраивает твердые внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей, негибкость, то же касается и семейных правил. В семье присутствует множество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны скрытые, неразрешенные супружеские конфликты.
Случай из моей практики
В Комиссию по делам несовершеннолетних обратились приемные родители с просьбой помочь. Их приемная дочь-подросток катается «зацепером» на электричках, сидит на подоконнике со свешенными ногами.
Поведение девочки классифицируется как латентный суицид, т.е. есть, девочка бессознательно стремится привлечь к себе внимание, создавая реальную опасность для своей жизни.
В беседе с психологом, стало известно, что родители в сердцах обвинили ребенка в гибели их биологических детей. Требовали от нее ответственности за их настроение, шантажировали девочку, говорили о нелюбви и разочаровании.
Дабы «очаровать» родителей, девочка решила напугать родителей своей возможной смертью, осознавая, что «заслужить» любовь родителей можно только смертью...
История завершилась благополучно. Семья посещала гештальт-терапевта и смогла интегрировать девочку в систему семьи.
Мотив второй
Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка. Здесь детско-родительские отношения характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий у родителей по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец сепарирован. Иногда, приемный ребенок подбирается в качестве компенсации недостающего ребенка по половому признаку. Тут ребенок «отдувается» за все несбывшиеся мечты родителей.
Мотив третий
Весьма популярный. Бездетная пара или одинокий родитель живут в согласии и гармонии. Но общественное мнение давит: «Желаем вам, наконец, детишек!».
Старики требуют внуков: «Пока мы молодые, поможем поднять».
Пара поддается влиянию и начинает путь к усыновлению.
Доминирующей мотивацией является обслуживание запросов общественности, которым проще подчиниться, чем сопротивляться.
Семья совершает благое дело. Забегая вперед, скажу, что на консультации всегда настоятельно рекомендую паре (родителю) начать с гостевой заботы и опекунства. Если мотивация не сформирована, то детско-родительские отношения строятся по модели симбиотической связи.
Родители ожидают поклонение, вселенскую благодарность ребенка, восторгов общества за их героический, мужественный поступок.
Послания к ребенку звучат так: «Видишь, как тебе повезло! Цени нас!».
В подобной истории пара или одинокий родитель, при не явно выраженном трепете к ребенку, все же, обретают и собственные выгоды. Вкладывая в ребенка свое время, средства, деньги, терпение, эмоции они пытаются скомпенсировать свое одиночество. И отсутствие близости в паре тоже.
Мотив четвертый
Синдром достижителя-победителя. Родители берут в дом «трудного» ребенка. Дабы доказать себе и другим свою стойкость, бойцовские качества и способность к преодолению.
Нередко в борьбе с «дурной» наследственностью ребенка, приемные родители пытаются объединиться и укрепиться как пара. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации.
При этом наблюдается два варианта поведения родителей, при воспитании приемных детей.
В первом случае родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, нередко их дети находятся в спецучреждениях на лечении.
Во втором случае родители ставят воспитание на центральное место, они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы, связанные с воспитанием приемных детей.
Все родственники, педагоги и психологи вовлечены в процессы воспитания ребенка.
Мотив пятый
«Рожу» для себя.
Сегодня, в моей практике психолога, все чаще одинокая женщина, мужчина, обиженный на женщин, отчаявшиеся построить полноценные партнерские отношения, испытывающие «синдром одиночки» решают «создать семью» по собственному сценарию.
Безграничная власть характеризует такого родителя.
Наконец, никто не будет сопротивляться, заявлять свои требования, не посмеет отвергать и быть неблагодарным. Родитель хочет реализовать и насладиться собственной значимостью и незаменимостью.
Для детско-родительских отношений характерна симбиотическая привязанность, сепарация ребенка от одинокого родителя затруднена или невозможна. Ребенок несет ответственность за счастье родителя.
Главная роль приемного ребенка в непарной семье это замещение роли второго партнера.
Границы личностей внутри деструктивной системы размыты и смещены в сторону замещения интересов родителя.
Мать говорит: «Ты мужик в доме, заботься обо мне!».
Частый вопрос про тайну усыновления
- Семья сохраняет тайну усыновления. Сразу ограничиваются «лишние» связи. Отсеиваются «неблагонадежные» родственники, знакомые, которые могут разгласить семейную тайну. Страх разглашения, подозрительность трансформируются в пожизненную тревогу.
Утрачивается доверие в отношениях. Возможность диалога и откровений избегаются. Возникает дефицит общения в семье.
Внешние границы семьи ригидны и заблокированы. Патологически усиливается сплоченность. Праздники проходят в «тесном кругу семьи».
Родители не одобряют дружбу ребенка на стороне. Критикуют и обесценивают все попытки ребенка к внешнему общению. Искусственные, сдерживающие правила поведения.
Если родители сообщили психологу, доктору или педагогу о семейной тайне, специалисты становятся заложниками правил семьи.
Нередко, ко мне на консультацию или диагностику приводят ребенка-моего пациента, совершенно не по профилю психотерапии. Родители поясняют, что «лишние» люди им ни к чему. И просят проверить, например, зрение ребенка… - Ребенок неожиданно узнал свою историю усыновления от недоброжелателей. В семье происходят конфликты. Ребенок становится агрессивным к приемным родителям.
За время воспитания ребенка, в самой благополучной среде, у ребенка, все равно, возникнет человеческое любопытство к своим биологическим предкам. Страх приемных родителей потерять ребенка останавливает их в помощи ребенку найти и увидеть своих предков.
Любое препятствие вызывает у ребенка бунт и неадекватное обесценивание отношений. Он имеет право знать откуда он родом. Приемным родителям стоит помочь ребенку в поиске биологических родственников и организовать встречу.
Если отношения крепки, то беспокоиться не следует. Ребенок выразит вам благодарность за поддержку и ваша семья сплочится еще крепче! Ваше препятствие лишь усилит любопытство ребенка и конфронтацию между вами. - Ребенку известно усыновление, но вы препятствуете его встрече с биологическими родителями. Ребенок не может расставить приоритеты в своей жизни.
Он испытывает вину перед биологическими родителями. Приемные родители кажутся ему «захватчиками» и обидчиками несчастных, оступившихсяпредков. Ребенок бессознательно, в ущерб собственному благополучию, стремится к родной семье.
Интеграция ребенка в приемную семью требует трансформации сложившейся семейной системы, уважения к его предкам и выделения места в гениологическом древе.
Пример из моей практики психолога:
Девочка Софья 12-ти лет. Мать отказалась от нее в роддоме. Знает о своем усыновлении. Приемная мать Сони Ольга 56 лет. Биологическая дочь погибла от неизлечимого недуга. После был скандальный развод с отцом погибшей девочки. Мы с Ольгой прошли «все круги ада» российской бюрократии, чтобы удочерить Соню.
Ольга неоднократно говорила мне, что Соню она любит за то, что она похожа на ее погибшую дочь. Даже запах Сони напоминает ей прошлую беспечную жизнь.
Я как психолог, смогла убедить Ольгу не называть Соню в честь погибшей дочери. Соня с 5 лет состоит на учете у психоневролога с диагнозом «невротическая депрессия».
В настоящее время Соня проходит курс психотерапии в связи с жалобами матери на агрессивное поведение. Девочка рисует маму с пустыми глазницами, кричит на мать, угрожает ей уходом из дома.
Иногда, ее поведение имеет неадекватный характер: одевается не по погоде. Мать Ольга проходит курс гештальт-терапии по работе со страхом утраты девочки, как «смысла жизни».
Примерная схема данной семейной структуры:
Период жизненного цикла семьи: Потребность в сепарации ребенка, комфортная социализации.
Структура семьи: У матери Ольги – гиперопекающая функция, Софья не способна к принятию решений, не обучена самостоятельности. Матери выгодно быть лидером и инфантилизировать дочь.
Софья обслуживает потребности матери, играет роль погибшей дочери.
Внешние границы ригидны: у семьи нет друзей, редко приходят гости, друзья девочки критикуются и обесцениваются.
Внутренние личностные границы неясны, модель семьи, скорей раб-начальник, чем детско-родительская. Сплоченность семьи очень высокая, они зарекаются быть вместе в горе и в радости. Баланс отсутствует.
Принципы коммуникаций в семье. Дочь совершает поступки исключительно с одобрения матери. Мать манипулирует волей дочери. В случае попытки Софьи к сепарации, мать сказывается больной и побуждает дочь к чувству вины.
Очевиден латентный системный конфликт между погибшей дочерью и приемной дочерью. Попытки Софьи отделиться от образа погибшей дочери, доказать свою уникальность пресекаются матерью.
Ядерный миф системы «Мы самые близкие люди и должны бороться с чужаками».
Ситуация непростая и без психотерапевта Софья вырастет инфантильной, незрелой девочкой и посвятит свою жизнь служению матери.
Психолог, гештальт-терапевт помогает паре изыскать конструктивный ресурс, чтобы Софья безболезненно прошла сепарацию, индивидуализацию. А мать отпустила ее в собственный путь, чтобы обрести вновь как отдельную, самостоятельную личность.
Советы из практики психолога по воспитанию приёмного ребёнка
Воспитание приемного ребенка требует от вас терпения, выдержки, любви и веры в удачу. Взаимодействия с ребенком осложнены вашими представлениями о семье, личной семейной историей и страхами самого ребенка. Особенный подход потребуется в самый важный период вашей совместности - в период адаптации.
Период адаптации – это момент первичного знакомства родителей с ребенком в детском учреждении до ощущения ребенка себя полноправным членом семьи. Этот период самый травматичный для всех членов системы, самого ребенка. И длится от полугода до трех лет.
Но, как правило, все приёмные дети вместе со своими новыми родителями проходят следующие периоды адаптации:
«Сказка наяву»
Самый праздничный период романтики. Ребенок, опираясь на основной инстинкт, из всех сил старается понравиться приемным родителям. Стремление к семье, желание сказать слово « мама» создают в настроении ребенка предвкушение и эйфорию счастья, защиты, заботы. Это нормальная человеческая потребность.
Инстинкт выживать самый древний и сильный. Приемные родители, тоже, предвкушают новые изменения в своей жизни. Появляется новый смысл. Объект обожания, заботы.
Этот период я бы назвала «Стремление».
«Хозяин»
Вполне закономерный и ожидаемый кризис.
Когда праздник, знакомство и чувство новизны позади, пришло время аутентичного знакомства. Люди, оказавшись на одной территории, по правилам взаимодействия видов, начинают устанавливать личные границы.
А родители, создавшие, когда-то, свой мир с любимыми тапочками испытывают раздражение на присутствие нового человека на их территории. Возникает потребность восстановить власть, а у ребенка-отвоевать территорию.
Родители добивались, чтобы ребенок адаптировался, чувствовал себя как дома. И вот, наконец, он положил ноги на любимый стол отца! Возникает конфликт сторон.
И здесь стоит создавать поле для диалога, а не конфликта. Психолог вам в помощь. Возможность чувствовать себя отдельным, и в то же время, слитым с семьей помогает приблизиться к самому комфортному периоду:
«Стабилизация и гармония отношений»
Интеграция нового члена семьи прошла и теперь взрослые любят, заботятся, злятся, раздражаются на ребенка. Вся палитра чувств и отношений в здоровой, динамической семейной системе.
Психологическая и социальная поддержка семьи
В психотерапии обязательно формирование конструктивной мотивации усыновления, значений тайны усыновления, включения родных родителей в семейную историю.
Увеличение фригидности внешних рубежей семьи. И тогда, в содружестве с психологом качество жизни всех членов семьи заметно улучшится.
Приёмный ребёнок может стать родным!