Статьи

Авторские статьи наших специалистов

Уволен не по собственному желанию

Уволен не по собственному желанию

О жизни чемпионов после спорта известно куда меньше, чем об их победах. Несмотря на то, что исследования на эту тему ведутся достаточно давно, они в основном касаются спортивной элиты, т.е. взрослых и успешных спортсменов. А что же происходит с теми, чья спортивная карьера не достигла кульминации, чьи занятия прекратились до того, как они смогли стать взрослыми и успешными?

Уход из спорта, завершение спортивной карьеры - едва ли не самый драматичный этап в жизни любого фигуриста. Это настоящий кризис, для преодоления которого понадобится даже больше сил и выдержки, чем того требовал спорт.
В возрасте 4-5 лет родители приводят ребенка на каток по разным причинам: кто-то для здоровья, другие - чтобы был делом занят, третьи хотят, чтобы он научился владеть телом, а четвертые за славой. К началу школы часть детей по разным причинам отсеивается, но те, кто остался, как правило, прочно связывают свою жизнь с фигурным катанием и включаются в гонку за достижениями. И как часто эта гонка за мифическим результатом начинает подменять собой реальную жизнь, сужая круг интересов спортсмена и ограничивая его общение. Но... спорт не вечен.

Рано или поздно, завершив спортивную карьеру, тот, кто еще вчера тратил все силы на то, чтобы «доказать самому себе» или «доказать тренеру», с ужасом обнаруживает, что жизнь вне спорта и жестких рамок для него не имеет ценности и смысла. После завершения спортивной карьеры придется «выбираться из кокона» и начинать осмысливать новый образ самого себя вне роли спортсмена, которая доминировала на протяжении долгого времени, осознавать свою ценность вне спорта.

Спортивные особенности подросткового кризиса

Карьера фигуриста достаточно коротка. В отличие от большинства других видов спорта она рано начинается (4-5 лет) и рано заканчивается (25-30 лет). В связи с этим так называемый этап углубленной тренировки в избранном виде спорта, т.е. целенаправленная работа на результат приходится на подростковый возраст, который сам по себе считается кризисным.

Все мы когда-то проходили через это. Перепады настроения, лабильность (изменчивость) психики: то смеется, то плачет, то злится, попытки самоутвердится любым способом, желание быть независимым от взрослых и при этом ими понятым, напускная самоуверенность в сочетании с робостью. Начиная в 6-7 лет заявлять «я не маленький», к 11-12 годам ребенок уже начинает набирать силы для взрослой жизни. Он уже не просто хочет называться взрослым, он уже хочет им быть. В этот период подросток переживает очень серьезную потерю — он прощается с детством. А вместе с детством он теряет и ощущение безопасности в мире, он теряет «всемогущих родителей». Ведь раньше родители могли все. Но оказывается мама и папа не боги, а обычные люди, которые не знают ответов на многие вопросы.

Подросток жестко судит себя за любой промах, порой приводящий его к мысли, что он хуже других. В этой ситуации вызывающее поведение может быть отчаянной попыткой защититься от тренера, резко, публично его критикующего, от родителей, читающих нотации и не замечающих его успехов, его интересов. А в это время подросток больше всего нуждается в том, чтоб значимые люди воспринимали его как взрослого, замечали плоды его усилий, учитывали его интересы, уважали его.

Это уважение подросток получает в компаниях сверстников. Но если у спортсмена нет друзей вне спорта (а, как правило, на участие в компаниях у него просто нет времени), он оказывается лишен этого, так как сверстники, окружающие его на катке, - основные соперники. На этом этапе юный спортсмен осознает необходимость самоограничений и «жертв» в других сферах жизни. Многие добровольно или под давлением родителей или тренера отказываются от увлечений вне спорта. Бывает так, что фигурное катание становится важнейшей ценностью для подростка, спортсмен чувствует себя неудачником в остальных сферах жизни: с родителями конфликты, плохо учится в школе, не популярен среди сверстников. Он может намеренно чрезмерно усилить самоограничения, доведя их до крайностей, и на какое-то время это принесет хорошие результаты. Но в перспективе подобная одержимость приводит к одностороннему развитию. И когда спорт для такого подростка заканчивается, а в такой ситуации он заканчивается раньше, чем у других, его постигает серьезный личностный кризис.

Существует еще вариант, когда некоторые подростки могли бы оставить спорт, но продолжают тренироваться с одной целью — самоутвердиться, получить признание среди сверстников, «выделиться», почувствовать себя «не таким как все». Чтоб усмирить неприятное чувство, что вне спорта ты никто. Но известно, что человек максимально успешен, когда искренне любит то, чем занимается, знает, что делает, и активно вовлечен в процесс созидания.

Конфликт с тренером. Низы не могут, верхи не хотят.

Рассматриваемый возрастной период — это этап работы на результат. Вполне понятно, что тренеру хочется, чтобы спортсмен начал «оправдывать» возложенные на него надежды. Однако, тренеры часто не учитывают важность своей роли в формировании психики спортсмена. К сожалению, тренерам часто не хватает психологической подготовки: элементарных знаний возрастной психологии, особенностей протекания возрастных кризисов.

Как уже говорилось, спортсмен-подросток начинает претендовать на взрослость. И частой ошибкой тренера является нежелание признавать, что фигурист уже хочет сотрудничать, а не просто подчиняться его указаниям. Если тренер придерживается идеи, что только он вправе решать, как должен быть устроен тренировочный процесс, а спортсмен должен принимать это как данность, то желающий сотрудничества подросток начинает требовать это доступными ему способами — конфликтами. В этом случае тренеру приходится прибегать к крайним мерам воздействия: оскорблениям, унижающим высмеиваниям, публичной критике, а порой и к рукоприкладству.

Но стремление тренера, а иногда и родителей «завести» фигуриста, вызвать в нем спортивную злость, как правило, заканчивается не чемпионскими титулами, а сложными комплексами неполноценности спортсмена и сильной неприязнью к тем, кто призван, наоборот, поддерживать и направлять. Подобный способ стимулирования действительно на какое-то время дает эффект, заставляя подростка злиться и доказывать свою состоятельность, но он убивает творческое начало, обезличивает катание. В результате заниженной самооценки фигурист не может реализовать свой творческий потенциал, он становится неуверенным в себе, появляются страхи соревнований и страхи преодоления трудностей. Кроме того, такие способы стимуляции провоцируют внутренний конфликт, в котором спортсмен начинает бороться с самим собой. Не расти личностно, а наоборот подавлять в себе неугодные качества и свойства личности. Такая внутренняя борьба отнимает много энергии, и человек становится вялым, обессилевшим, быстро устает и начинает травмироваться.

Конечно, многие бойкие, сообразительные и «толстокожие» подростки адаптируются, но более чувствительные юные спортсмены, которые подчас перспективнее и талантливее остальных, не выдерживают давления. На этом возрастном этапе у мальчиков и девочек начинает формироваться индивидуальный неповторимый стиль катания. Поставленный в позицию подчиненного фигурист не может раскрыться. И в этот момент спортсмены либо сами начинают покидать спорт, либо из-за недопониманий с тренером их прогресс останавливается, и их уже объявляют профнепригодными.

Конфликт с самим собой: переутомление

Возможна и другая причина, не зависящая от взаимоотношений с тренером, по которой подросток решает, что «с него хватит» и добровольно уходит из спорта. Как уже упоминалось, подростковый возраст соответствует этапу углубленной тренировки в избранном виде. В 11-12 лет фигурное катание уже перестает быть развлечением, активным отдыхом «для здоровья», теперь это дело, под которое подстраиваются все остальные события жизни. Это уже двухразовые тренировки, регулярные выступления, сборы, короткий отпуск. Перенапряжение как физическое, так и психическое часто становится не только причиной стагнации результатов, но и ухода из спорта перспективного фигуриста.

Переутомление, как правило, проходит через несколько фаз: первая - отрицание, в этот момент первая мысль о том чтоб прекратить работу, встречает внутреннее сопротивление, и спортсмену удается убедить себя в обратном. Если этот этап остался незамеченным, а так это случается чаще всего, то наступает фаза агрессии, когда фигурист начинает злиться на себя, на тренера, условия тренировки. В этот момент за счет эмоционального выплеска может повышаться тонус и субъективно становится легче.

Далее, когда усталость и раздражение снова накапливаются, наступает этап «компромисса» с самим собой. Это можно заметить по тому, как спортсмен начинает уговаривать себя: «еще два старта осталось, а потом отдых», «ну, еще программу откатаю и тренировка закончится». Подобные уговоры также помогают поддерживать психический тонус. Однако чаще всего сопровождается нарастанием раздражения, досады, злости, частыми слезами, особенно у девочек. Если и этот момент упускается, то наступает этап «апатии», когда психический тонус резко падает, и спортсмен будет ждать любого повода, чтоб прекратить работу, например, достаточно дискомфорта в ботинке, чтоб из этого «раздуть» причину прекратить тренировку. После этого следует уже полный отказ от тренировок и занятий спортом. Если первые три фазы являются обратимыми, то при достижении последних двух вряд ли можно найти стимул, способный продлить карьеру фигуриста.

Иногда в погоне за результатом сам спортсмен и его окружение перестают задумываться о возможностях самого фигуриста. Он начинает получать нагрузки и задания, не соответствующие его индивидуальным возможностям. И в этом случае не удивительно, что он часто начинает сталкиваться с неудачами. При этом спортсмен может замечать, как эти элементы уже выполняют некоторые «ранние» соперники. Тренер и родители порой начинают использовать «запрещенные» приемы стимулирования, например сравнение: «ну как же, Саша/ Катя может, а ты нет...» или жесткую критику или игнорирование.

У данного спортсмена может быть еще все впереди, но, видя, что он регулярно не справляется с элементами, которые могут выполнять другие спортсмены, у него формируется так называемая "выученная беспомощность". Если говорить просто, то это обучение способности ничего не делать, ничего не уметь, отказываться от какой-либо борьбы и искать внешние ресурсы для решения своих проблем. Особенность этой проблемы в том, что она начинает распространяться и на другие сферы деятельности человека, т.е. человек полагает, что неудачи будут преследовать его не только в этой конкретной ситуации, но и в любой другой, с которой он столкнется не только сегодня, но и в будущем. А важнейшим условием такой установки на глобальность и стабильность неудач является уверенность человека, что во всех своих неудачах повинен он сам (его бездарность, глупость, безволие, неумение справиться с трудностями), тогда как успех, если он вдруг приходит, обусловлен случайным удачным стечением обстоятельств или чьей-то помощью. Такое состояние также очень часто подводит спортсмена к уходу из спорта — зачем продолжать, если я все равно не добьюсь успеха.

Конфликт с родителями. Трудно не быть богом.

Подростковый возраст - кризисный период не только у самих подростков, но и у их родителей. Есть несколько типов протекания подросткового кризиса.

Один из них — это как раз тот яркий кризис, когда в ребенке просыпается бунтарь, он противопоставляет себя взрослым, активно завоевывает новые позиции, отстаивает свою свободу и независимость, авторитет родителей заканчивается, так как подросток утрачивает иллюзию о том, что родители могут решить все его проблемы. Родители тоже переживают потерю. Если подросток расстается с детством, то родители теряют иллюзию собственного всемогущества. В этот период начинают разрушаться старые модели поведения. Важно позволить разрушиться старому, ибо без этого вряд ли можно ожидать появления нового.

Другой вариант протекания кризиса - без бунта, тихий и спокойный, это так называемый «кризис зависимости». В силу особенностей взаимоотношений с родителями и тренерами этот вариант протекания подросткового кризиса, по моим наблюдениям, встречается у фигуристов чаще, чем у «обычных» молодых людей и даже спортсменов других видов спорта. Во многом это связано с ранним стартом спортивной карьеры, когда выбор вида спорта принадлежит скорее родителям, чем самим детям, большими финансовыми вливаниями и порой чрезмерной заинтересованности значимых для спортсмена взрослых в результате.

Однако, тихий и спокойный «кризис зависимости» совсем не означает, что вам удастся его «проскочить». В силу дисциплинированности, целеустремленности и подчеркнутой зависимости от взрослых подростки спортсмены временно откладывают потребность в сепарации (в отделении от родителей). Родители могут быть рады тому, что у них все так гладко проходит. Но последствия не так радужны. Человек не учится принимать самостоятельные решения, не может начать личную жизнь, не спросив сначала у мамы или папы. Но есть еще один вариант, более адаптивный, когда бунт все-таки «догоняет» молодого человека в момент или после завершения спортивной карьеры. И такой вариант взросления и сепарации с родителями может также приводить к уходу из спорта как протесту против давления, отстаивания своего мнения и желаний.

Рекомендации. Есть ли жизнь после спорта?

Если так случилось, что подросток расстался со спортом - неважно, по своему желанию или будучи отчисленным, стоит, прежде всего, помнить – это очень непростой жизненный этап. Поскольку много лет подряд спортсмен жил в жестком режиме, где не было ни минуты свободы, ему поначалу кажется, что жизнь как будто остановилось. Вдруг появилось свободное время, которое непонятно куда девать: отдыхать отвыкли, от хобби и увлечений отказались. Но именно теперь наступил тот момент, когда следует больше прислушиваться к себе, к своим желаниям. Как ни странно это может звучать, но за много лет, проведенных в спорте, когда собственные желания подростка «задвигались» ради поставленных спортивных целей, эта область стала недоступной для осознавания. И, соответственно, выбор направления для дальнейшего развития стал крайне затруднителен. Не стоит помогать ему путем отвлечения или переключения на другую деятельность, или другой вид спорта. Дайте ему время побыть со своими эмоциями и переживаниями. Помогите ребенку прожить печаль, так как это потеря, потеря смысла, образа жизни. Ее полезно оплакивать. Вспомнить обиды и боль, которых, конечно, не могло не быть, оплакать и их. Плакать, грустить, злиться столько, сколько надо. Важно помнить, что вашему ребенку в этот момент не нужны советы - с ним надо просто быть, слушать, вытирать слезы. Это может быть не день и не неделя. Этот процесс может занимать до года. Когда печаль будет прожита, на ее место придет и радость, и интерес к жизни.

Припомните все хорошее, что было в эти годы. Поблагодарите мысленно людей, встречи с которыми вас чему-то научили. Оцените то, что вам дал спорт. Например, статную осанку, умение терпеть, быть выносливым, преодолевать трудности.

В период кризиса частично разрушается личностная целостность. Это может сопровождаться снижением самооценки, нарушением телесного самовосприятия, повышением тревожности, а если на это накладывается уход из спорта по одной из перечисленных причин, то в это время особую остроту принимает поддержка родителями через удовлетворение потребности в любви и принятии. Правда, порой родителям это может быть не просто, так как в этот период подросток может походить на ежика, выпускающего иголки при приближении к нему. Поэтому в этом случае выражение своей любви родителям , стоит дозировать маленькими порциями, которые будет готов принять ребенок.

У подростка внутренний мир очень хрупок, из-за чего появляется страх в самораскрытии, что приводит к сильному чувству одиночества. Поэтому у ребенка должна быть возможность поговорить с родителями на любые темы, которые его волнуют. Однако, раскрыться он сможет, только будучи уверенным, что не встретит резкого осуждения своих взглядов и мнений.

Родители, вспомните, что у вас тоже есть желания, которые долго игнорировались, пока вы были заняты родительскими обязанностями. Это время дается вам, как и детям, для того, чтобы стать более самостоятельными. Не стоит пытаться вернуть себе «всемогущий контроль», это только будет провоцировать ребенка на резкие и необдуманные поступки. Возможно, пора стать более демократичными по отношению к подростку и к себе. Помните, что этот сложный момент в жизни вашего ребенка — лишь еще одна ступенька на пути его взросления.

Будьте в курсе наших новостей

Мы всегда на связи

Подкаст

О чем молчат психологи?
О чем молчат психологи?